I. Общие положения
1.1. Положение о постановке на внутренний учет техникума (далее Положение), разработанное в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 1998
г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Письмом Минпросвещения России от 23.08.2021 N 07-4715 О направлении
методических рекомендаций, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими вопросы обеспечения прав и
законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и
правонарушений, определяет порядок организации учета отдельных
категорий несовершеннолетних в образовательных организациях (далее учет).
1.2. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в
образовательных организациях является формирование полной и достоверной
информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею
внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной
информации для принятия управленческих решений, направленных на
организацию защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
профилактики совершения ими правонарушений, устранение причин и
условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
1.3.
Основными
задачами
учета
отдельных
категорий
несовершеннолетних в образовательных организациях являются:
обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в
оказании помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с
ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или)
антиобщественных действий;
систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих
учету, необходимой для организации индивидуальной профилактической
работы, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (далее - профилактика);
обеспечение анализа информации о несовершеннолетних,
подлежащих учету;
определение оснований и приоритетных направлений плановой
работы по профилактике и индивидуальной профилактической работе;
обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по
профилактике и индивидуальной профилактической работе.
1.4. Основным требованием, предъявляемым к организации учета,
является актуализация данных, определяющих количественный состав
несовершеннолетних, а также качественные характеристики их статуса и
проводимой с ними работы, в возможно короткие сроки (не более трех рабочих
дней с момента поступления информации).
1.5. Формирование и использование данных учета осуществляется с
соблюдением требований обеспечения конфиденциальности и защиты
персональных данных.
1.6. Организация учета регламентируется локальными нормативными
актами образовательных организаций и обеспечивается Советом по
профилактике.
1.7. Ведение учета, а также формирование личных дел,
несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии), осуществляется
социальным педагогом образовательной организации, а в случаях его
отсутствия, иным лицом, на которое руководителем образовательной
организации возложены обязанности по ведению учета.
1.8. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по
профилактике, индивидуальной профилактической работе осуществляется
руководителем образовательной организации, а также лицом, на которое
руководителем образовательной организации возложены указанные
обязанности.
1.9. В рамках осуществления федерального статистического наблюдения
данные учета не реже 1 раза в течение учебного года направляются
руководителем
образовательной
организации
в
территориальную
(муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
II. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету
в образовательных организациях
2.1. В образовательных организациях учету подлежат следующие
категории несовершеннолетних:
а) отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5
Федерального закона N 120-ФЗ, в отношении которых органы и учреждения
системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу:
б) поставленные на учет, нуждающиеся в социально-педагогической
реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними работы по
предупреждению
совершения
ими
правонарушений
и
(или)
антиобщественных действий (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 120ФЗ), в том числе соответствующие решения могут применять в отношении
следующих категорий:
вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения
антиобщественной направленности;
проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения,
аутоагрессии;
систематически пропускающие по неуважительным причинам
занятия в образовательных организациях;
систематически (неоднократно в течение шести месяцев)
допускающие неисполнение или нарушение устава образовательной
организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в
общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов
образовательной организации:
совершившие самовольные уходы из семей, образовательных
организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и иные.
III. Основания для учета несовершеннолетних
в образовательных организациях
3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись,
систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использования, передачи (распространение, предоставление, доступ),
обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения данных о
несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической
работы в его отношении, в том числе с использованием информационных
систем.
3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних,
указанных в подпункте "а" пункта 2.1 Положения, являются сведения,
поступившие из органов и учреждений системы профилактики, об отнесении
их к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона
N 120-ФЗ, и (или) постановление территориальной (муниципальной) комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации
индивидуальной
профилактической
работы
в
отношении
несовершеннолетнего.
3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте
"б" пункта
Примерного положения, в соответствии с локальным
нормативным актом образовательной организации является решение
руководителя образовательной организации или уполномоченного
структурного подразделения либо коллегиального органа образовательной
организации.
3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в
пункте
Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального
закона N 120-ФЗ является утвержденное руководителем образовательной
организации заключение по результатам проведенной проверки жалоб,
заявлений или других сообщений.
IV. Порядок учета несовершеннолетних
в образовательных организациях
4.1. Поступившие в образовательную организацию из органов и
учреждений
системы
профилактики
сведения
об
отнесении
несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5
Федерального закона N 120-ФЗ, постановления территориальной
(муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с
поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетних незамедлительно передаются лицу,
ответственному за ведение учета, для внесения в возможно короткие сроки (не
более трех рабочих дней с момента регистрации информации в
образовательной
организации)
в
учет
отдельных
категорий
несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа в образовательной организации, а
также для обеспечения направления в территориальную (муниципальную)
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (при наличии
необходимости) предложений в рамках компетенции и имеющихся в
образовательной
организации
возможностей
для
включения
в
межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической
работы, утверждаемые территориальной (муниципальной) комиссией по
делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки).
Датой постановки несовершеннолетнего на учет в образовательной
организации в указанном случае является дата приказа о постановке на учет.
4.2. В случае поступления в образовательную организацию информации
о выявлении несовершеннолетних, указанных в подпункте "б" пункта 2.1
Положения в случае непосредственного выявления сотрудниками
образовательной организации указанных несовершеннолетних, социальный
педагог, педагог-психолог образовательной организации либо куратор группы
обучающегося несовершеннолетнего в соответствии с локальным
нормативным актом образовательной организации направляют руководителю
образовательной организации или в уполномоченное структурное
подразделение либо коллегиальный орган образовательной организации
обоснованное информацию о необходимости учета несовершеннолетнего.
Информация
о
необходимости
учета
несовершеннолетних
рассматривается руководителем образовательной организации или
уполномоченным структурным подразделением либо коллегиальным органом
образовательной организации не позднее десяти дней с момента его
получения.
По результатам рассмотрения указанного представления может быть
вынесено одно из следующих решений:
об учете несовершеннолетнего и организации с ним
индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение
причин, послуживших его основанием;
о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;
о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об
организации контроля за его поведением со стороны куратора группы, иного
педагога образовательной организации (куратора).
В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на
учет и организации с ним индивидуальной профилактической работы,
направленной на устранение причин, послуживших его основанием,
информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается лицу,
ответственному за ведение учета.
Решение руководителя образовательной организации может
оформляться приказом, распоряжением либо наложением резолюции на
представление о необходимости учета несовершеннолетнего.
Решение уполномоченного структурного подразделения либо
коллегиального органа образовательной организации может оформляется в
виде протокола заседания.
4.3. В соответствии с локальными нормативными актами
образовательных организаций, регламентирующими организацию учета,
порядок принятия решений об учете несовершеннолетних, указанных в
подпункте "а" пункта
Положения, в случаях, установленных пунктом 4.1 Положения,
может включать процедуру рассмотрения представления о необходимости
учета несовершеннолетних уполномоченным структурным подразделением
либо коллегиальным органом образовательной организации, установленную
пунктом 4.2 Положения, для обеспечения коллегиальности выработки перечня
эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в
отношении несовершеннолетнего.
4.4. Решение об учете несовершеннолетнего в возможно короткие сроки
(не более трех рабочих дней с момента осуществления учета) доводится до
сведения:
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
руководителя образовательной организации (в случае принятия
решения уполномоченным структурным подразделением либо коллегиальным
органом образовательной организации);
куратора группы несовершеннолетнего обучающегося;
представителя органа или учреждения системы профилактики,
представившего сведения в образовательную организацию;
территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
иных органов и учреждений системы профилактики (при
выявлении необходимости организации взаимодействия).
4.5. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте "а"
пункта
Положения,
индивидуальная
профилактическая
работа
осуществляется образовательной организацией во взаимодействии с иными
органами
и
учреждениями
системы
профилактики
согласно
межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической
работы, утвержденным территориальной (муниципальной) комиссией по
делам несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения
постановлений территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав о реализации конкретных мер по
защите прав и интересов детей.
4.6. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте "б"
пункта
Положения
индивидуальная
профилактическая
работа,
направленная на устранение причин, послуживших основанием для их учета,
проводится согласно планам, программам и иным документам
индивидуального планирования работы в отношении несовершеннолетнего,
утвержденных руководителем образовательной организации. По инициативе
образовательной организации также в индивидуальной профилактической
работе могут участвовать иные органы и учреждения системы профилактики.
4.7. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих
учету в образовательной организации, формируются личные дела. К
наблюдательному делу несовершеннолетнего приобщаются:
документы, содержащие сведения, послужившие основанием для
учета несовершеннолетнего;
сведения
об
информировании
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетнего о постановке его на учет;
справка об установочных данных несовершеннолетнего;
приказ
о
закреплении
куратора
за
обучающимся
несовершеннолетним;
акты обследования условий жизни несовершеннолетнего – при
необходимости;
характеристики несовершеннолетнего от куратора группы
(оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики
произошедших изменений в поведении);
сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в
течение учебного периода;
сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение
учебного периода (с указанием причин отсутствия);
сведения о проведении индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетним и его семьей;
планы, программы и иные документы индивидуального
планирования работы в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально
актуализируемые;
результаты
диагностик,
анкетирования,
тестирования
несовершеннолетнего;
рекомендации педагога-психолога куратору группы, социальному
педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их
реализации;
отчеты,
служебные
записки,
докладные
сотрудников
образовательной организации и иные документы, свидетельствующие о
проводимой с несовершеннолетней работы;
сведения об организации воспитательной работы, общественнополезной, культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости
несовершеннолетнего в образовательной организации, организациях
дополнительного образования и иных, участии в деятельности детских и
молодежных общественных организациях, движениях, ученическом
самоуправлении;
сведения об оказании в рамках межведомственного
взаимодействия различных видов помощи несовершеннолетнему органами и
учреждениями системы профилактики;
сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия
в отношении несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на
заседаниях территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
документы, свидетельствующие о возможности снятия
обучающегося с учета в образовательной организации (ходатайства о снятии с
учета);
иные документы, необходимые для организации работы с
несовершеннолетним.
V. Основания прекращения учета несовершеннолетних
в образовательных организациях
5.1.
Основаниями
прекращения
учета
несовершеннолетних
обучающихся в образовательной организации являются:
прекращение
образовательных
отношений
между
несовершеннолетней и образовательной организацией;
достижение восемнадцатилетнего возраста;
устранение причин и условий, ставших основаниями для учета,
положительная динамика поведения, в связи с улучшением ситуации.
5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте "а"
пункта 2.1 Положения, прекращение учета возможно в том числе при наличии
постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав о прекращении индивидуальной
профилактической работы.
5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету,
указанного в подпункте "а" пункта 2.1 Положения, в другую образовательную
организацию, и выявления необходимости продолжения проведения в
отношении него индивидуальной профилактической работы, информация о
прекращении учета с приложением характеризующих материалов на
несовершеннолетнего незамедлительно направляется в территориальную
(муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав,
в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний продолжает
обучение.
5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте "б"
пункта 2.1 Положения, учет прекращается по мотивированному
представлению социального педагога, куратора группы, педагога-психолога,
направленному руководителю образовательной организации или в
уполномоченное структурное подразделение либо в коллегиальный орган
образовательной организации, которое подлежит рассмотрению в возможно
короткие сроки (не более пяти рабочих дней с момента поступления).
По результатам рассмотрения представления о прекращении учета
несовершеннолетнего может быть принято одно из следующих решений:
о прекращении учета;
о прекращении учета и об организации контроля за поведением
несовершеннолетнего со стороны его куратора группы, иного педагога
образовательной организации (куратора);
об отказе в прекращении учета.
В случае принятия решения об отказе в прекращении учета
несовершеннолетнего
и
организации
с
ним
индивидуальной
профилактической работы, направленной на устранение причин,
послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем,
подлежащем учету, передается лицу, ответственному за ведение учета.
Решение руководителя образовательной организации оформляется
приказом.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего уполномоченного
структурного подразделения либо коллегиального органа образовательной
организации оформляется в виде протокола заседания.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до
сведения его родителей (законных представителей), руководителя
образовательной организации, а также территориальной (муниципальной)
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.5. Лицом, ответственным за ведение учета, фиксируется решение о
прекращении учета несовершеннолетнего в образовательной организации с
указанием оснований, а также обеспечивается направление информации о
прекращении
учета
несовершеннолетнего
в
территориальную
(муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав
в возможно короткие сроки (не более пяти рабочих дней с момента принятия
решения).
VI. Основания для снятия с контроля техникума
Снятие с контроля техникума обучающихся осуществляется по
решению Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних при
наличии:
позитивных изменений, сохраняющихся длительное время;
окончания образовательной организации;
перехода в другую образовательную организацию; по другим
объективным причинам.
Снятие с учета КДН
VII. Организация деятельности по постановке на контроль
техникума или снятию с контроля техникума
Решение о постановке на контроль техникума или снятии с контроля
принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи (законных
представителей) на контроль техникума представляются следующие
документы:
характеристика несовершеннолетнего (представление) от
куратора группы;
выписка о посещаемости и отметок за текущий период;
заявление родителей или иных законных представителей
несовершеннолетнего;
при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых
условий семьи (законных представителей), социальным работником или
инспектором ПДН ОМВД;
сообщение органов внутренних дел о постановке на
профилактический учет;
постановление КДН и ЗП о признании в социально опасном
положении.
Для
снятия
несовершеннолетнего
с контроля техникума
представляются следующие документы:
информация ответственного лица, назначенного решением
Совета, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними его родителями (законными представителями);
характеристика несовершеннолетнего (представление) от
куратора группы;
при необходимости, акт обследования жилищно-бытовых
условий семьи (законных представителей), подписанный специалистом
ЦСПСД или инспектором ОУУП И ПДН УМВД
VIII. Ответственность за организацию и ведение контроля
техникума
Ответственность за
организацию
ведения контроля техникума,
оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с
другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом
директора на заместителя директора по воспитательной работе или на
социального педагога (кураторов группы).
Ответственный за организацию ведения контроля техникума
анализирует условия и причины возникновения негативных проявлений
среди обучающихся и определяет меры по их устранению.
Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на
директора образовательной организации.
АЛГОРИТМ
действий куратора группы с обучающимися, не посещающими
техникум
При отсутствии несовершеннолетнего в образовательной организации
куратор группы должен в тот же день связаться с родителями учащегося и
выяснить причину отсутствия ребенка в техникуме.
В случае непосещения обучающимся техникума без уважительной
причины в течение 3-х и более дней, кураторы группы должны:
1.
Подать сообщение о непосещении обучающимся техникума в
письменном виде социальному педагогу, в котором необходимо указать с
какого числа и месяца несовершеннолетний отсутствует в ОУ.
2.
В первый день отсутствия ребенка в техникуме - узнать о причине
непосещения несовершеннолетним техникума у родителей (законных
представителей) по телефону
3.
Если нет уважительной причины отсутствия ребенка в
образовательном учреждении или невозможности получения объяснений в
форме
письма-уведомления,
пригласить
родителей
(законных
представителей) с несовершеннолетним в техникуме.
4.
В случае, если ни обучающийся, ни родители (законные
представители) в техникуме не появились в назначенный день, необходимо
осуществить посещение семьи куратором группы/социальным
педагогом
совместно с субъектом профилактики для выяснения причин и получения
письменного объяснения родителей (законных представителей) о
непосещении ребенком техникума.
5.
Если объяснение родителей не имеет уважительной причины
непосещения ОО ребенком и посещение семьи на дому положительных
результатов не дало – куратором группы пишется служебная записка
директору, в которой указывается работа, проведенная им, для разрешения
сложившейся проблемы.
6.
Если вызов ученика и его родителей на Совет по профилактике
правонарушений несовершеннолетних не дают результатов – куратором
группы пишется характеристика, в которой помимо основных данных,
характеризующих обучающегося, указывается работа, проведенная куратором
группы, для разрешения сложившейся проблемы и ее результаты.
Данная
характеристика
подается
социальному
педагогу для составления
документов в районное ОУУП и ПДН УМВД России, КДН и ЗП,
муниципальное образование (органы опеки и попечительства), ЦСПСД.
Все это время обучающийся находится под контролем службы
социально- психологического/педагогического сопровождения техникума и с
ним и семьей ведется индивидуальная профилактическая работа.