15.02.16_Приложение_4_ГИА_2024-

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к ОПОП-П по специальности
15.02.16 Технология машиностроения

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2024 г.

2
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения ..................................................................................................................................... 3
Требования к проведению демонстрационного экзамена ....... 6Ошибка! Закладка не определена.

3
Общие положения
Программа государственной итоговой аттестации (далее – программа ГИА)
выпускников по специальности 15.02.16 Технология машиностроения разработана в
соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021
№ 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования», ФГОС СПО по
специальности 15.02.16 Технология машиностроения, и определяет совокупность
требований к ее организации и проведению.
Цель государственной итоговой аттестации – установление соответствия
результатов освоения обучающимися образовательной программы по специальности
15.02.16 Технология машиностроения соответствующим требованиям ФГОС СПО с
учетом требований регионального рынка труда, их готовность и способность решать
профессиональные задачи.
Задачи государственной итоговой аттестации:
– определение соответствия навыков, умений и знаний выпускников современным
требованиям рынка труда, квалификационным требованиям ФГОС СПО и регионального
рынка труда;
– определение степени сформированности профессиональных компетенций,
личностных качеств, соответствующих ФГОС СПО и наиболее востребованных на рынке
труда.
По результатам ГИА выпускнику по специальности 15.02.16 Технология
машиностроения присваивается квалификация: техник-технолог
Программа ГИА является частью ОПОП-П по программе подготовки
квалифицированных рабочих, служащих и определяет совокупность требований к ГИА, в
том числе к содержанию, организации работы, оценочным материалам ГИА выпускников
по данной профессии.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к
выполнению видов деятельности, предусмотренных образовательной программой
(таблица 1), и демонстрировать результаты освоения образовательной программы
(таблица 2).
Таблица 1
Виды деятельности
Код и наименование
Код и наименование
вида деятельности (ВД)
профессионального модуля (ПМ),
в рамках которого осваивается ВД
1
2
В соответствии с ФГОС
ВД
01.
Разработка
технологических ПМ 01. Разработка технологических
процессов изготовления деталей машин
процессов изготовления деталей машин
ВД
02.
Разработка
и
внедрение ПМ 02. Разработка и внедрение
управляющих
программ
изготовления управляющих программ изготовления
деталей машин в машиностроительном деталей
в
машиностроительном
производстве
производстве
ВД
03.
Разработка
и
реализация ПМ.03
Разработка
и
реализация
технологических
процессов
в технологических
процессов
в
механосборочном производстве
механосборочном производстве

4
ВД 04. Организация контроля, наладки и ПМ.04 Организация контроля, наладки и
технического обслуживания оборудования технического обслуживания оборудования
машиностроительного
машиностроительного производства
ВД 05. Организация работ по реализации ПМ.05 Организация работ по реализации
технологических
процессов
в технологических
процессов
в
машиностроительном производстве
машиностроительном производстве
По запросу работодателя
ВД 06. Выполнение работ по профессии ПМд.06 Выполнение работ по профессии
"19149 Токарь"
"19149 Токарь" Изготовление различных
деталей на токарных станках (Токарь 2,3
разряда)
Таблица 2
Перечень результатов, демонстрируемых выпускником
Оцениваемые виды
деятельности
Разработка
технологических процессов
изготовления
деталей
машин

Разработка и внедрение
управляющих программ
изготовления деталей
машин в
машиностроительном
производстве
Разработка и реализация
технологических процессов
в механосборочном
производстве

Профессиональные компетенции
ПК
1.1.
Использовать
конструкторскую
и
технологическую
документацию
при
разработке
технологических процессов изготовления деталей машин
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок с учетом
условий производства
ПК 1.3. Выбирать методы механической обработки и
последовательность
технологического
процесса
обработки деталей машин в машиностроительном
производстве
ПК 1.4. Выбирать схемы базирования заготовок,
оборудование, инструмент и оснастку для изготовления
деталей машин
ПК 1.5. Выполнять расчеты параметров механической
обработки изготовления деталей машин, в т.ч. с
применением
систем
автоматизированного
проектирования
ПК 1.6. Разрабатывать технологическую документацию
по изготовлению деталей машин, в т.ч. с применением
систем автоматизированного проектирования
ПК 2.1. Разрабатывать вручную управляющие программы
для технологического оборудования
ПК 2.2. Разрабатывать с помощью CAD/CAM систем
управляющие
программы
для
технологического
оборудования
ПК 2.3. Осуществлять проверку реализации и
корректировки
управляющих
программ
на
технологическом оборудовании
ПК 3.1. Разрабатывать технологический процесс сборки
изделий
с
применением
конструкторской
и
технологической документации
ПК 3.2. Выбирать оборудование, инструмент и оснастку
для осуществления сборки изделий
ПК 3.3. Разрабатывать технологическую документацию
по сборке изделий, в т.ч. с применением систем
автоматизированного проектирования

5

Организация контроля,
наладки и технического
обслуживания
оборудования
машиностроительного
производства

Организация работ по
реализации
технологических процессов
в машиностроительном
производстве

Изготовление различных
деталей на токарных
станках (19149 Токарь 2-3
разряда)

ПК 3.4. Реализовывать технологический процесс сборки
изделий машиностроительного производства
ПК 3.5. Контролировать соответствие качества сборки
требованиям
технологической
документации,
анализировать причины несоответствия изделий и
выпуска продукции низкого качества, участвовать в
мероприятиях по их предупреждению и устранению
ПК
3.6.
Разрабатывать
планировки
участков
механосборочных
цехов
машиностроительного
производства в соответствии с производственными
задачами
ПК 4.1. Осуществлять диагностику неисправностей и
отказов систем металлорежущего и аддитивного
производственного оборудования
ПК 4.2. Организовывать работы по устранению
неполадок, отказов
ПК 4.3. Планировать работы по наладке и подналадке
металлорежущего и аддитивного оборудования
ПК 4.4. Организовывать ресурсное обеспечение работ по
наладке
ПК 4.5. Контролировать качество работ по наладке и ТО
ПК 5.1. Планировать и осуществлять управление
деятельностью подчиненного персонала
ПК 5.2. Сопровождать подготовку финансовых
документов по производству и реализации продукции
машиностроительного
производства,
материальнотехническому обеспечению деятельности подразделения
ПК 5.3. Контролировать качество продукции, выявлять,
анализировать и устранять причины выпуска продукции
низкого качества
ПК 5.4. Реализовывать технологические процессы в
машиностроительном производстве с соблюдением
требований
охраны
труда,
безопасности
жизнедеятельности и защиты окружающей среды,
принципов и методов бережливого производства
ПК. 6.1. Токарная обработка заготовок простых деталей с
точностью по 7-9-му квалитету
ПК.6.2. Токарная обработка заготовок деталей средней
сложности с точностью размеров по 10-му, 11-му
квалитету
ПК.6.3. Токарная обработка заготовок сложных деталей с
точностью размеров по 12-14-му квалитету
ПК.6.4. Нарезание наружной и внутренней однозаходной
треугольного профиля, прямоугольной и трапецеидальной
резьбы на заготовках деталей резцами и вихревыми
головками
ПК.6.5. Контроль простых деталей с точностью размеров
по 7-9-му квалитету, деталей средней сложности с
точностью размеров по 10-му, 11-му квалитету и сложных
деталей - по 12-14-му квалитету, а также наружных и
внутренних однозаходных резьб

6
Выпускники, освоившие программу по специальности 15.02.16 Технология
машиностроения, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена базового (или
профильного уровня).
Требования к проведению демонстрационного экзамена
Демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению
образовательной организации на основании заявлений выпускников на основе требований
к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального
образования, установленных в соответствии с ФГОС СПО, включая квалификационные
требования, заявленные организациями, работодателями, заинтересованными в
подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной
договора о сетевой форме реализации образовательных программ и (или) договора о
практической подготовке обучающихся (далее - организации-партнеры).
Демонстрационный экзамен проводится с использованием единых оценочных
материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной документации,
варианты заданий и критерии оценивания (далее – оценочные материалы), выбранные
образовательной организацией, исходя из содержания реализуемой образовательной
программы, из размещенных на официальном сайте оператора в сети «Интернет» единых
оценочных материалов.
Комплект оценочной документации (КОД) включает комплекс требований для
проведения демонстрационного экзамена, перечень оборудования и оснащения,
расходных материалов, средств обучения и воспитания, примерный план застройки
площадки демонстрационного экзамена, требования к составу экспертных групп,
инструкции по технике безопасности, а также образцы заданий.
Организация и проведение защиты дипломного проекта (работы)
Программа организации проведения защиты дипломного проекта (работы)
как формы ГИА включает общие положения, тематику, структуру и содержание
дипломного проекта (работы), порядок оценки результатов дипломного проекта (работы).
Дипломный проект (работа) направлен на систематизацию и закрепление знаний
выпускника по специальности, а также определение уровня готовности выпускника
к самостоятельной профессиональной деятельности. Дипломный проект (работа)
предполагает самостоятельную подготовку (написание) выпускником проекта (работы),
демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы, а также
сформированность его профессиональных умений и навыков.
Тематика дипломных проектов (работ) определяется образовательной
организацией. Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломного проекта
(работы), в том числе предложения своей темы с необходимым обоснованием
целесообразности ее разработки для практического применения. Тема дипломного
проекта (работы) должна соответствовать содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего
профессионального образования. Для подготовки дипломного проекта (работы)
выпускнику назначается руководитель и при необходимости консультанты, оказывающие
выпускнику методическую поддержку.
Закрепление за выпускниками тем дипломных проектов (работ), назначение
руководителей
и
консультантов
осуществляется
распорядительным
актом
образовательной организации.

7
Тематику дипломных проектов (работ), структуру и содержание дипломного
проекта (работы), порядок оценки результатов и систему оценивания образовательная
организация разрабатывает самостоятельно.
Примерная структура программы ГИА
1. Основные положения (указываются: код и наименование образовательной
программы, нормативно-правовые акты в соответствии с которыми разработана
программа ГИА, кто разрабатывает и как утверждается).
2. Паспорт программы государственной итоговой аттестации (область применения,
требования к результатам освоения программы, цели и задачи ГИА).
3. Структура, содержание и условия допуска к государственной итоговой
аттестации (форма ГИА, объем времени, сроки подготовки и проведения ГИА, описание
условий допуска и подготовки дипломного проекта (работы), а также его структуры и
требований к содержанию, описание условий допуска и подготовки ДЭ, описание
структуры).
4. Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации
(описание требований к минимальному материально-техническому, информационному
обеспечению, организации и проведения защиты дипломного проекта (работы), ДЭ).
5. Критерии оценки уровня и качества подготовки обучающихся (описание
критериев оценки дипломного проекта (работы), ДЭ).
6. Порядок апелляции и пересдачи государственной итоговой аттестации (описание
процедуры подачи апелляции)
Приложения:
Предлагаемые темы дипломных проектов (работ) для программ ППССЗ
План мероприятий по организации проведения демонстрационного экзамена в
рамках государственной итоговой аттестации выпускников



Контакты

620141, г. Екатеринбург, ул. Надеждинская, 24

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.