Интервью с Ю. И. Фроловой
Сегодня, в рамках публикаций, посвященных Году педагога и наставника, мы представляем преподавателя русского языка и литературы техникума «Автоматика», педагога высшей категории Юлию Ивановну Фролову
- Юлия Ивановна, как Вы пришли в педагогику, как решили связать свою судьбу с гуманитарными дисциплинами?
- В 1995 году я закончила Северо-Казахстанский
государственный университет, получив классическое гуманитарное образование. Нас
там называли «русалками». С теплотой и нежностью вспоминаю годы студенчества, интересную
жизнь, и не устаю напоминать современным студентам о том, что студенческие годы
никогда не повторятся, это самые продуктивные, самые интересные годы. Я
благодарна своему школьному учителю русского языка и литературы и вспоминаю этого прекрасного педагога всю жизнь. Именно
она сформировала во мне любовь к своему предмету, превосходно владея им. Мы
внимали всему, о чем она нам говорила; запомнилось
наставление моего учителя: «Все на свете уже описано в классической литературе,
и если у вас возникнет вопрос, то в
книге вы сможете найти ответ на любой вопрос».
Эти слова стали девизом в моей жизни. Ведь многие
учащиеся постоянно пытаются «спросить»: а зачем нам литература, зачем читать
эти огромные книги, и еще что-то. Так
вот, это – учебники жизни. Мудрые писатели создали их для вас, читайте,
пользуйтесь! И моя персональная задача – сформировать тот необходимый минимум,
который любой образованный человек должен усвоить.
- Как
состоялось знакомство с Уралом, с техникумом?
- Можно сказать, что определенное стечение
обстоятельство привело меня на Урал, и
со временем непростые отношения с этим краем оформились во влюбленность, в желание
познавать его. Я даже получила
дополнительное образование гида-экскурсовода. И сейчас, 14 лет живя на Урале,
веду блог, путешествую по Уралу и думаю, что знаю о нем намного больше иных коренных
жителей.
Своим коллегам, молодым специалистам, не устану
повторять одно: педагогические ошибки, к сожалению, можно обнаружить не сразу, они аукаются нам.
Так, например, при подготовке к экзамену по русскому языку, нынче нам аукнулся
ковидный период дистанционного обучения: ямы, провалы в знаниях, которые стоит
больших трудов заполнить. Не только, конечно, по русскому языку.
Учеба – это труд, и я всегда говорю: надо приложить
усилия – и тогда ты добьешься успеха. У меня огромный опыт, 26 лет в
образовании, уже могу предвидеть свои
результаты, и конечно – оценивать какие-то ошибки.
Особенно важным для себя считаю налаживание
межличностных контактов со студентами, проявление человечности. У меня были и
есть свои наставники в техникуме, коллеги по «Автоматике». Так вот, сегодня я транслирую своим студентам
то, что мне в свое время передала Вера Николаевна Лунегова. Она первая научила
меня человечности, и я бесконечно ей благодарна. Так же Маргарита Ивановна
Жернова… глядя на неё с восхищением, я думала: ну как может быть стопроцентной
посещаемость в группе, причем при такой ненавязчивой позиции куратора, при кажущемся
полном контроле, при отсутствии у детей какого-либо напряжения? Ее
пунктуальность, которая накладывала свой отпечаток, структурирование информации,
- все эти проявления имели значение.
Что же такое человечность, в моем понимании? Человечность
– умение поставить себя на место студента. Не всегда и не во всем, но можно и
нужно идти навстречу студенту. Ситуации
разные, и если где-то я ту человечность проявлю в большей степени, то это должно
сыграть не во вред человеку; и надо понимать, где и кому это пойдет на
пользу.
- Бывают тяжелые ситуации, когда вообще не до
смеха, несмотря на Ваше замечательное чувство юмора?
- Если в отношении учебы, то самая тяжелая ситуация -
это провалы в знаниях, аж из начальной школы. Увы, приходится пожинать плоды, сожалеть
и переживать о чужих педагогических ошибках, упущениях. … Все на виду, вплоть
до плохого чтения, по слогам, - и им, мальчишкам, самим стыдно. Из-за этого мне
пришлось отказаться от такого хорошего метода, как групповое чтение по цепочке,
и где та грань, та человечность, которая в состоянии нейтрализовать эту
ситуацию? Да, напишут мне в 10 раз
больше, им так удобнее. Да, не сформирован навык чтения, да - может быть и правописания…
Полно нечитаемых работ. «А что я здесь написал?» - прибегают ко мне за
расшифровкой. С нескрываемым уважением: а вы правда все можете понять? – «Да,
где не пойму, догадаюсь, что ты хотел сказать».
- Изменился
ли смысл наставничества сегодня?
- Слова «педагог-наставник» воспринимаю как синонимы.
Мне есть чем поделиться, особенно с молодыми специалистами. Если у них
возникнут вопросы - организационные, отношений в группе, я обязательно поделюсь
опытом выхода из таких ситуаций как куратор: что сделано правильно, что надо
было обойти или решить по-другому. Но, может быть, молодые коллеги и не знают,
что можно просто подойти и спросить? предусмотрены у нас такие схемы наставничества
или нет?
Наставничество – это не просто поучительные беседы.
Смотри – и делай как я. Если у меня результат моих действий хороший,
положительный, делай как я. Мы избежим большого количества ошибок, если мы уже
это проходили и сделали правильные выводы. Мы передаем не только знания, я не
сундучок со знаниями. Мы – воспитатели. Чтобы улица не воспитывала, чтобы под
дурное влияние не попасть. У гуманитариев больше возможности воспитывать
словом! Влиять на эмоциональную сферу, учить сопереживать.
- Какой педагогический
арсенал сейчас наиболее действенный? Насколько актуальна изучаемая литература?
- К сожалению, от киноэкранизаций дети тоже успешно абстрагируются.
Живой голос преподавателя воздействует лучше. Но это
не просто чтение, это метод изучающего чтения, с активным комментированием и
понятийной диагностикой. Ведь появилось много новых слов, много вышло из
обихода.
Мы сейчас живем очень быстро, в отличие от событий неторопливой
классики. Но проблема отцов и детей будет актуальна всегда. Нравственные
заповеди будут актуальны всегда. Основные произведения классиков убирать
нельзя. Однако свободы что-либо включить в программу дополнительно у нас пока нет.
Похоже, что современная литература должна вызреть и пройти испытательный срок.
- Как Вас коснулся профессионалитет?
- Появилось такое понятие, как
практико-ориентированные задачи. Это хорошая возможность на уроках
общеобразовательного цикла натаскать ребят хотя бы на термины, работать с
практико-ориентированными текстами. Мы практикуем разноуровневые задания,
включая творческие, прогностические. Самим педагогам при этом нужна
элементарная база профессиональной ориентации, поэтому я занимаюсь
самообразованием, смотрю лекции для станочников. Даже разные станки требуют
разных формулировок заданий, включаются
межпредметные связи. Мне также интересно понять, смогу ли я связать наше литературно-историческое
прошлое с настоящим? Хотя бы на примере рудных, металлургичесских заводов.
Наверно можно говорить о произведениях Бажова, других писателей Урала,
описывающих трудные судьбы рудознатцев, рабочих людей.
Пока непонятно, как будем поступать с планируемым
багажом творческих работ, как просматривать, сортировать, применять? Как
оценивать профессиональное творчество? Один из сложных моментов для меня.
- Легко ли увидеть
гуманитария в студенте?
- Есть творческие и одаренные ребята, я их сразу вижу
и спрашиваю; иногда удивляет сделанный ребенком выбор. В доковидную эпоху у нас
проводились литературные конкурсы, конкурсы чтецов и прочее, были и призовые места, не типичные для
технических ссузов. У меня самой большой опыт работы с командными викторинами и
интеллектуальными конкурсами. Можно организовать все, что угодно при наличии
сил и ресурсов. В частности, перспективны интерактивные игры, совмещающие все
направления обучения. Имеются идеи профессиональной ориентации в проектной
деятельности под руководством преподавателей гуманитарной сферы. Также большая
роль в гуманитарном воспитании принадлежит традициям техникума, которые нужно и
создавать, и поддерживать.
С Ю.И.
Фроловой беседовала Т.Б. Ананченко