Интервью с А. Б. Мишлановым
Александр Борисович Мишланов – старейший работник техникума «Автоматика», работает в нем с даты основания, является бессменным руководителем физвоспитания, преподавателем с большой буквы для многих поколений студентов.
Великолепный организатор спортивных мероприятий разного уровня, фанат спорта и здорового образа жизни. Не счесть, скольких выпускников Александр Борисович выпустил более подтянутыми и накачанными в сравнении с ними же при поступлении; сколько слов благодарности получил от выпускников, проходящих службу в армии, за вовремя сказанные слова о самодисциплине; сколько призовых мест и спортивных кубков заслужили команды техникума за многие годы добросовестной службы Александра Борисовича.
- 2023 год
объявлен Годом педагога и наставника. Что для Вас значит слово «наставник»?
- Скажу, что наставник – это тот же тренер, который
может заниматься с детьми, и не только в рабочее время.
- Как выбрали
физкультуру своим поприщем?
- Не я выбирал - она сама меня нашла. В детстве жил
около центрального стадиона на улице Пирогова. Тогда больших соревнований не
было, но присутствие стадиона рядом
способствовало тому, что я очень много времени пропадал там, играя в различные
игры: хоккей, футбол и тому подобное. Я игровик, и свои предпочтения давно отдал
футболу, занимался им активно в ДЮСШ, в
армии и после армии, и далее играл за
завод.
- Как
выглядел армейский спорт?
- К тому времени я уже был чемпионом области, имел 1-й
взрослый разряд по футболу, но… случилось несколько трамв – и вместо того,
чтобы попасть в спортроту, как и было запланировано военкоматом, подзадержался
с отправкой из Егоршино - и тут пришли
морячки и забрали меня. Так я, можно сказать случайно, попал в морфлот!
Полгода учебки в Севастополе – и уже там активно
начал «пробивать» футбол, играли на строевом плацу, проводил турниры. Затем
служба на боевом корабле в Средиземном
море. Умудрялся проводить там соревнования по шахматам. А стоя «на точке», подвязывали
мяч, чтобы «не уплыл», и играли в волейбол на палубе, и тоже устраивал турниры.
Если же причаливали, т.е. есть выходили куда-то «к стенке», к какой-то городской
пристани, то водил ребят на тренировки на ближайшие футбольные поля.
- Как все-таки
удается сплотить людей, организовать их?
- Даже не могу сказать – как, просто нахожу общий
язык с каждым, каждому что-то подсказываю и объясняю, и они сплачиваются.
Насилия никакого нет, только своим примером: ты играешь – значит, и они будут
стремиться к этому. Поэтому и на заводе был играющим тренером.
- Итак, Вы попали на завод НПО автоматики…
- После армии, по совету родственников, пошел на «Автоматику»:
поступил рабочим в цех №764 монтажником
радиоаппаратуры. За 2-3 месяца прошел ускоренную профподготовку и получил рабочий
разряд. И сразу активно влился в
комсомольскую и спортивную жизнь. В дальнейшем стал секретарем комсомольской
организации цеха, членом Совета ВЛКСМ НПО автоматики. Ну и конечно проводил очень
много соревнований…
В 1982 году на предприятие, видимо, поступило
административное распоряжение, что каждый крупный военный завод должен иметь
свое училище. И мне предложили пойти во вновь созданное училище (тогда ПУ-19) организатором
спорта. И я, соответственно, пошел, параллельно обучаясь в техникуме
физкультуры. Закончил техникум, а затем заочно спортивный факультет
Свердловского педагогического института.
- Оказавшись в техникуме - как педагог - Вы
постоянно отслеживаете входные и выходные данные по студентам, по выпускникам.
Что именно важно?
- Обязательно отслеживал и отслеживаю для себя всех,
особенно 1-й курс. Меня часто спрашивают с удивлением - как, не имея спортивной
базы возле техникума, я умудряюсь набирать легкоатлетические команды, которые занимают призовые места в различных
многоборьях? Да очень просто. Просто я проверяю и собираю ключевые данные, провожу
смотры и заполняю оценочные листы по уровню физического развития
первокурсников, их физических возможностей.
Возможности, если честно, таковы, что дети все чаще
поступают очень и очень слабые. Если бы меня попросили на каком-то собрании рассказать
про какого-то ребенка, уверен – многое
бы мог сказать на эту тему. Вот они приходят из школы: по документам почти у
всех пятерки по физкультуре. И на первых двух занятиях я оцениваю их реальный
уровень физического развития. У меня готовые тесты, давно мною разработанные,
по 4 направлениям: скоростной,
скоростно-силовой, силовой и тест на выносливость. И вот примерный результат: на «отлично» (из полной группы) – только двое, на «хорошо»
– 5 человек, «удовлетворительно» – 2 человека, «слабо» – 6 человек, «очень
слабо» – еще 6 человек, то есть вообще практически нулевые результаты.
Сразу говорю - задача у меня простая - я постоянно это повторяю: ребята, вы все делаете только для своего здоровья. Не для меня, не для кого-то другого. И если другой предмет вы можете где-то списать и подглядеть, то на физкультуре это невозможно. Тут все ясно и понятно.
…Про такую возможность, как уйти в спорт, некоторым
мог сказать прямо - таких ребят было достаточно много, но в большой спорт по
возрасту им уже поздно, а вот на тренерскую работу кто-то мог для себя решить.
Далеко ходить не надо: Денис Сорокин, пришел несмышленым парнишкой, после
окончания ударился в спорт, занялся хоккеем; Вова Богомяков руководит
спортивным клубом, арендует зал у нас в техникуме, тренирует все возрасты. Так
что, если поискать, достаточно много ребят плотно завязаны со спортом.
Кстати, и родители посещают наши мероприятия,
например, ждут «Лыжню России», спрашивают, ездят с нами целыми семьями. И если
кто-то интересуется конкретно учебой, то отказа нет – пожалуйста, всем говорю:
надо – и на урок приводите.
- Как выглядит организация внешних мероприятий и
взаимодействие руководителей физвоспитания вообще?
- У нас в районе 6 техникумов, периодически собираемся
в районной администрации. Но главное сейчас - это городской вариант,
практически ежемесячно проводятся совещания, где определяются соревнования, проводятся
отдельные награждения. Но все-таки по сути сейчас каждый варится в своем соку,
а вот раньше было интереснее, занимались конкретно: ежемесячные выездные
семинары в любом городе области, проведение открытых уроков. А не просто пришли
на судейскую, поздоровались, получили информацию.
- Как
происходит формирование команд в техникуме? У нас есть слабые, или наоборот,
сильные виды спорта?
- У нас есть команды на все без исключения виды
спорта, мы ни одного вида спорта не пропускаем. Костяк любой команды - это 3-4
курсы, но первый курс, хотя немножко обижаются, всегда поддерживают
соревнования, ждут ротации, сидят на заменах. Понятно, что сразу ничего не
получится, важна сыгранность в команде. Что касается оценки командной игры, то
тут надо понимать роль случайностей, которые бывают. И если в течение двух лет
пандемии я что-то пытался все-таки
делать, то некоторые техникумы попросту забили на многое. Соответственно,
может меняться баланс конкурентов. Я знаю заведомо, что у некоторых техникумов есть
по 2-3 спортзала плюс территория со своим стадионом - и при всем этом они не
выставляются! Вот это мне всегда удивительно.
А мы выступаем везде, и хотя у нас нет никаких привилегий,
в районе, я знаю, мы очень солидно смотримся. Вот недавно заняли 1-е место по
городу в многоборье ГТО, это сложнейший вид соревнований. А в прошлом году
впервые заняли 3-е место по городу по совокупности соревнований среди большого
количества техникумов в нашей группе (17 техникумов).
К сожалению, из-за пандемии мы потеряли бассейн
Дворца молодежи, а ведь раньше мы там даже уроки проводили, теперь плавание
стало нашим слабым местом, но надеемся на новый бассейн в Заречном. Я, конечно,
все равно готовлюсь к плавательному сезону, опрашиваю первокурсников, оцениваю
ситуацию на будущее. Плавание серьезная вещь.
Район часто просит провести соревнования на нашей
базе, это 90 процентов всех мероприятий! И мы проводим. Только в этом уже году:
шахматы, дартс, армрестлинг, также был осенний кросс, футбол на других
площадках, где я организую, планирую и провожу мероприятия от имени техникума
«Автоматика».
Если спросить, зачем и почему так много, то отвечу просто:
все это я делаю для детей. Потому что, если
вариться в своем соку, дети меня не поймут! Дети подходят, спрашивают,
интересуются планами.
- Как выглядит
стимулирование руководителя физвоспитания? Чего не хватает?
- Пишу такие же отчеты как обычный преподаватель. А
не хватает внимания к материальной базе, не хватает музея, хранилища огромного
количества кубков, фотографий, «раскладушек», не знаю, где все это можно было бы
разместить.
- Как
решаются проблемы с неуспевающими?
- Тут система простая. Я сказал: ребята, я бьюсь за
ваше здоровье, но вы для этого должны хотя бы ходить на уроки. А если вы не
ходите, чем я могу помочь? Есть ребята слабенькие «по полной программе», но они
ходят - и всегда будут иметь зачетную оценку. При любом варианте. Он ходит, он
делает в свою силу. Всё!
- Спасибо,
Александр Борисович. Здоровья Вам самому!
с А.Б.
Мишлановым беседовала Т.Б. Ананченко