Интервью со С. Д. Петровой
Светлана Дмитриевна Петрова - ведущий преподаватель спецдисциплин, высшей квалификационной категории, председатель предметно-цикловой комиссии машиностроительного профиля, наставник, кандидат педагогических наук, автор множества публикаций.
С.Д.
Петрова окончила Оренбургский
государственный университет (ОГУ) по специальности
«Профессиональное обучение», присвоена квалификация «Инженер - педагог», специализация
«Технология машиностроения».
После
окончания ОГУ в 2002 году Светлана Дмитриевна вернулась в свой родной город
Бузулук и проработала там 15 лет преподавателем в Бузулукском индустриально-педагогическом
техникуме, который, закончила в свое время еще до ОГУ, получив диплом с
отличием по профессии «Учитель черчения и труда».
В
2009 году поступила в аспирантуру в ОГУ г. Оренбурга по специальности 13.00.08
Теория и методика профессионального обучения, которую успешно закончила и
защитила диссертацию по теме «Эвристические задачи как средство формирования
технической компетентности будущего мастера производственного обучения».
С
2018 по 2021 год проживала в городе Пермь, работала в Краевом индустриально - педагогическом
техникуме им. Сухарева, преподавала технические дисциплины, была председателем предметно
- цикловой комиссии технического профиля, курировала 7 направлений подготовки,
готовила студентов к олимпиадам, конференциям, занималась научно-практической
деятельностью, учувствовала в чемпионатах Вордскиллс как эксперт.
С
ноября 2022 года работает в техникуме «Автоматика» преподавателем технических
дисциплин (МСС, технической механике, технологии машиностроения, основ
материаловедения), является председателем предметно - цикловой комиссии
инженерных и технических дисциплин. Передает и обучает молодых специалистов в
Институте развития образования г.
Екатеринбурга, публикуется в журналах и сборниках РИНЦ, занимается научной
деятельностью. На сегодняшний день имеет два сборника задач и ГРИФом ОГУ по
техническим дисциплинам, более 35 публикаций, научных статей, шесть статей ВАК.
- Светлана Дмитриевна, вот уже два года Вы
работаете в техникуме «Автоматика». Как Вам наши студенты? их способность овладевать
профессией? как у них с эвристикой?)
-
С эвристикой как раз у них все в порядке. Они могут решать задачи, предлагать
разные способы решения (речь идет о технических задачах). Я использую на уроках
свой авторский учебник (он официально «загрифован»), который представлен
разными техническими задачами: по физике, по материаловедению, метрологии и
стандартизации, с учетом специальности и профиля подготовки студентов. На своих
уроках я применяю и нестандартные методические приемы, и инструменты: мозговой
штурм, мозговая атака, метод «генератор идей – лаборатория его поддержки»,
систему ТРИЗ и АРИЗ в игровой форме для закрепления какого-либо большого раздела или темы. Для работы
над задачей делимся на команды, микрогруппы, есть генератор идей в каждой
команде, который представляет коллективное решение; по завершении игры идет
взаимооценка вклада каждого игрока и «генератора» оценивает команда. Формы проведения
урока могут быть разные: методика незаконченных предложений и составление
кроссвордов для обмена с другими командами, и составление самих задач в рамках
профессиональных, предметных границ, составление рассказов о своей будущей
специальности. Даже такой вид упражнений, как буриме на заданные понятия.
-
Гуманитарные подходы даже в
профессиональных заданиях студентами воспринимаются легче, чем оперирование
точными расчетами. Нет ощущения, что точные науки берутся ими «поверху»?
-
Возможно, это относится больше к
профессиям, но вот группы, которые относятся к специальностям, достаточно
сильные и уровень подготовки совершенно другой. Я проводила тестирование 1-го
курса по профессиям (простой тест на технические и математические способности: 70 задач). Глядя на картинки, надо было
понять - как работает механизм. Пришла к
очень интересному выводу: уровень математических способностей у студентов вообще
очень низкий, а технические способности на ступень выше за счет наглядности картинок
и механизмов.
Вообще
хотелось бы отметить, что в этом году набор студентов лучше, сильнее, это
связано с тем, что мы вошли в «Профессионалитет», был не плохой конкурс и
уровень подготовки намного выше, чем за предыдущие года.
…Но
проблем много именно со школьной программой.
Вот сейчас по технической механике решаем задачи, и даже знак простой
математической операции «суммы» вызывает
у отдельных студентов непонимание.
- Вы частый участник различных
мероприятий и соревнований вне техникума.
Чувствуете ли вы себя наставником?
-
Конечно, например, при подготовке к чемпионатам «Молодые профессионалы».
Выходим с ребятами на достаточно высокий уровень при подготовке по «Цифровой
метрологии». Студент группы ТМ-320 Лихвинцев А. в Чемпионатном движении занял 3 место. На чемпионате все оборудование
- современное, с числовым программным управлением; пожалуйста – аддитивные
технологии! Т.е. даже прибор для измерения контура детали, КИМ, имеет
программно-управляемое устройство. Студент на сегодня должен не только знать
свою специализацию, но и хорошо быть ориентирован в информационных технологиях,
должен уметь работать в програамах и составлять их.
Так,
например, наш конкурсант использовал штангенциркуль, у которого был датчик,
передающий данные через вай-фай на компьютер; этот компьютер и отображает
контур детали, а задача студента нанести габаритные размеры с допуском и
выбрать правильно средство измерения для контроля размеров. Это и есть аддитивные технологии, когда мы
внедряем системы автоматизации и, соответственно, развиваем производство,
отходим от старых методов работы.
Различные конкурсы и соревнования, курсы
повышения квалификации - это как раз те
условия, которые нам диктует современное общество. На курсах повышения квалификации
по «Аддитивным технологиям» среди нас были преподаватели, студенты, даже учителя
начальных классов и педколледжей, у которых есть современное оборудование, 3D-принтеры
и надо готовить и обучать этим технологиям студентов. 3D-принтеры
можно активно использовать при создании продукта в рамках проектной деятельности.
У
нас в техникуме тоже 3D-принтеры в
наличии, мы их запускаем. Студенты после
выполнения чертежа детали и ее модели могут посмотреть, как выглядит готовая
деталь. В рамках материаловедения можно
сразу разобрать несколько тем: литейное производство, автоматизацию
производства, работу на станках с ЧПУ.
-
Что Вы можете рассказать про свою новую
лабораторию материаловедения?
-
У нас есть микропечи для отжига и закалки стали, микроскопы, которые позволяют
наблюдать дефекты на поверхности деталей, перекалины, пятна и т.д. Отрабатываются
знания и навыки по термической обработке ХТО, используемые в технологии
машиностроения.
- Срок подготовки специалистов среднего
звена программы «Профессионалитет» тоже сократился. Не пострадает ли теоретическая
подготовка технологов?
-
Тенденция такая, что студенты машиностроительного профиля проходят МДК и
производственную практику без отрыва от производства на заводах нашего города. Хочется отметить,
что базовым предприятием является завод «Уралгидромаш» город Сысерть, студенты
туда ездят с большим удовольствием, те кто себя хорошо зарекомендовали, могут
там остаться работать летом и переходят на индивидуальный график обучения.
Теория вместе с практическим занятием, т.о. функции преподавания спецдисциплин частично
выполняют производственники, они же и являются наставниками.
Производственная
практика по «проектированию технологических процессов» никуда не делась, ей
уделяется особое внимание, а МДК были разработаны с учетом требований
работодателя.
- Какие информационные средства обучения
Вы используете на уроках?
-
Спасают цифровые ресурсы, различные виды платформ Моодл и Юрайт. Отправляю в
библиотеку, читальный зал. Мной разработаны по всем дисциплинам, которые я
веду, учебно-методические материалы в Моодл согласно учебному плана, где
студенты, которые пропустили занятия по болезни могут его наверстать,
поработать самостоятельно.
Одним
из направлений работы является работа с
первоисточниками, ее никто не отменял. Пользуюсь старыми учебниками в
обязательном порядке, потому что без учебников, без наглядности, абсолютно
никуда не уйдешь. Студенты знают, на какой полочке в кабинете, какой учебник
стоит.
В
прошлом году, когда принесла в кабинет учебники
по физике из библиотеки, столкнулась с тем, что ребята не умеют читать, читают
по слогам, краснею-бледнеют-стесняются. Но
я все равно читать заставляю и являюсь тем
преподавателем, который всегда задает домашнее задание в дистанте.
- Выпускники профессионалитета все ли будут
трудоустроены?
-
Вопрос о постоянном трудоустройстве стоит сейчас очень остро. Наших студентов
ждут на предприятиях машиностроительного профиля. Если студенты себя хорошо показывают на производственных
практиках, заводы приглашают с большим удовольствием.
На
Уралгидромаше так и говорят: мы можем запустить 3 смены, вы только дайте
рабочих. От студентов требуются работоспособность, аккуратность, дисциплина. К
сожалению, последняя хромает и в отношении выездов на практику. Не говоря о
нарушении дисциплины на уроках теоретического обучения: опоздания на 20-30 минут отрывают от урока, от
объяснения темы.
С
дисциплиной на заводах все строго: раз нарушил, два нарушил, предупредили, а
потом не пустили. Требования к ним
предъявляются как к взрослым.
-
Кстати, что бы Вы подправили в системе
СПО, если бы были министром?
-
Необходимо просмотреть и модернизировать всю материально-техническую базу: обновить
и модернизировать оборудование и станки, ввести цифровизацию в учебных
кабинетах, чтобы они были автономны: пришел и провел урок, чтобы во всех
кабинетах было интерактивное оборудование, снабдить справочниками, литературой,
хотелось, чтобы регулярно происходило финансирование образовательных учреждений,
а то они брошены на самовыживание. Мой пример в Перми, в КИТе, говорит о том,
что возможно в течение года обновить с нуля матбазу в нескольких кабинетах. Например, оборудование моего нового рабочего
места позволяло проводить порядка 200 практических работ и опытов. Надо
понимать, что от материальной базы во многом зависит уровень подготовки выпускников.
- Из Ваших разных направлений
деятельности, что вам больше всего нравится?
Прежде
всего, работа со студентами, они такие разные. Я учу их, передаю
профессиональный опыт, а они изменяют меня своими взглядами, веяниями
времени. Так же мне интересна
методическая работа. Сама постоянно 5-6
раз в год прохожу курсы повышения квалификации, передаю свой опыт коллегам, особенно молодым, в виде семинарских,
практических занятий в ИРО, регулярно пишу статьи и публикации.
В
качестве председателя предметно-методической комиссии вижу свою миссию прежде
всего в методической поддержке преподавателей, посещаю уроки, решаем оргвопросы,
которые возникают по структуре уроков производственного и теоретического
обучения. В сентябре допустим КИМы КОСы. В октябре говорим о правильном и
своевременном оформлении документации, журналов. В следующем году планируем
демоэкзамен по машиностроению на своей территории.
Что
касается других предпочтений, то у меня на родине очень большой сад!
Каждое
лето я туда уезжаю и провожу время с большим удовольствием.
Начиная
от 200 видов роз, различных редких растений. У меня растут абрикосы. Я очень
люблю скрещивать, селекционировать. Пионы только 19 видов, клематисов порядка 20.
Много винограда, орехи грецкий и фундук.
Я это все очень люблю, это мое хобби!
- Светлана Дмитриевна, большое спасибо.
Удачи Вам во всем начинаниях!
Беседу вела Т.Б. Ананченко